Если коленчатый вал был перешлифован, проверьте отсутствие заусенцев вокруг отверстий для смазки. Обнаруженные заусенцы удалите надфилем или шабером и тщательно очистите отверстия и каналы от стружки.
Используя микрометр, измерьте диаметр коренных и шатунных шеек коленчатого вала и сравните результаты с техническими данными. Шейки измеряйте в нескольких точках как по диаметру, так и по длине, что позволит выявить овальность и конусность, если они есть.
Проверьте поверхности контакта на каждом конце коленчатого вала на износ и другие повреждения. Если шейка сильно изношена от сальника, то, возможно, потребуется замена коленчатого вала.
Износ шатунной шейки характеризуется стуками металлического тона при работе двигателя, особенно под нагрузкой, при малой частоте вращения, и уменьшением давления масла.
Износ коренных шеек коленчатого вала характеризуется сильной вибрацией двигателя и стуками металлического тона, усиливающимся при увеличении частоты вращения двигателя, а также уменьшением давления масла.
Даже если коренной и шатунный подшипники подлежат замене при капитальном ремонте двигателя, их необходимо тщательно осмотреть, поскольку по их дефектам можно судить о техническом состоянии двигателя.
Подшипник может выйти из строя из–за недостатка смазки, попадания загрязнений, инородных частиц, перегрузки двигателя или коррозии. Причину выхода из строя подшипника надо устранить прежде, чем двигатель будут собирать повторно.
Для осмотра подшипников снимите и разложите их в таком же порядке, в каком они были установлены на двигателе. Это позволит определить соответствующую шейку коленчатого вала и облегчит поиск неисправностей.
Инородные частицы могут попадать в двигатель различными путями. Металлические частицы появляются в моторном масле в результате нормального износа двигателя. Мелкие частицы вместе с маслом могут попасть в подшипники и легко внедриться в их мягкий материал. Более крупные частицы, попадая в подшипник, могут поцарапать подшипник или шейку коленчатого вала. Чтобы предотвратить выход из строя подшипника по этой причине, тщательно очистите все внутренние поверхности двигателя и содержите их в чистоте при сборке двигателя. Рекомендуется также соблюдать требуемую периодичность замены масла с фильтром.
Недостаточная смазка шеек коленчатого вала может быть вызвана многими причинами: высокой температурой масла, перегрузкой двигателя, утечкой масла и пр.
Манера вождения автомобиля также оказывает влияние на долговечность подшипников. При полностью открытой дроссельной заслонке на невысокой частоте вращения коленчатого вала двигателя повышается нагрузка на подшипники и происходит выдавливание из зоны контакта масляной пленки. Высокие нагрузки приводят к появлению трещин в рабочей части подшипника, что в свою очередь может привести к отрыву антифрикционного слоя от стальной основы.
Движение на короткие расстояния приводит к коррозии подшипников в результате того, что двигатель не выходит на стабилизированную рабочую температуру, при которой удаляются водяные пары и коррозионные газы. Конденсируясь в моторном масле, они образуют кислоту и осадок. Кислота вместе с моторным маслом попадает к подшипникам и вызывает коррозию.
Неправильный подбор подшипников при сборке двигателя также становится причиной выхода из строя подшипников. В подшипниках, установленных с предварительным натягом, остается недостаточный для обеспечения нормальной смазки зазор.
При установке коленчатого вала необходимо учитывать следующее.
Рис. 3.4–38. Коленчатый вал: 1 – центрирующая втулка; 2 – звездочка; 3 – упорное кольцо; 4 – коленчатый вал; 5 – крышка подшипников; 6 – болт; 7 – упорное полукольцо; 8 – вкладыш коренного подшипника; 9 – втулка; 10 – установочный штифт; 11 – упорное полукольцо; 12 – вкладыш коренного подшипника
Упорные полукольца 7 и 11 (рис. 3.4–38) установлены только на четвертом коренном подшипнике и используются для регулировки осевого зазора коленчатого вала.
Смазочные канавки упорных полуколец должны быть направлены наружу.
Вкладыши 8 и 12 без смазочной канавки устанавливаются со стороны крышек подшипников.
При установке необходимо использовать новые болты крепления крышек подшипников.
Рис. 3.4–39. Последовательность затяжки болтов крепления крышек коренных подшипников
Болты крепления крышек коренных подшипников затягивайте в последовательности, показанной на рисунке 3.4–39, в три этапа:
- 1–й - моментом 30 Н·м;
- 2–й - моментом 50 Н·м;
- 3–й - доверните на угол 90°.
Измерение осевого и радиального зазоров коленчатого вала
Рис. 3.3–50. Установка кронштейна с индикатором часового типа для измерения осевого зазора коленчатого вала
Установите на блоке цилиндров двигателя кронштейн с индикатором часового типа таким образом, чтобы измерительный наконечник индикатора упирался в противовес коленчатого вала (см. рис. 3.3–50).
Переместите коленчатый вал вдоль оси в одну сторону до упора и установите стрелку индикатора часового типа на 0. Отведите коленчатый вал вдоль оси в другую сторону до упора и зафиксируйте значение, показанное индикатором. Номинальное значение осевого зазора коленчатого вала 0,090–0,251 мм, предельно допустимое – 0,30 мм.
Для измерения радиального зазора в подшипниках коленчатого вала необходимо использовать калиброванный пластиковый стержень Plastigage.
Отвинтите болты и снимите крышку коренного подшипника и коренной вкладыш. Очистите коренной вкладыш, крышку подшипника и шейку коленчатого вала.
Отрежьте кусочек пластикового калиброванного стержня, длина которого равна ширине подшипника, и уложите его вдоль оси коленчатого вала на шейку коренного подшипника.
Установите крышку коренного подшипника с коренным вкладышем и закрепите ее болтами, затянув их моментом 30 Н·м. При этом коленчатый вал не проворачивайте.
Отвинтите болты и снова снимите крышку коренного подшипника. Сравните ширину деформированного пластикового стержня с измерительной шкалой, нанесенной на упаковке пластикового стержня. По шкале определите радиальный зазор. Номинальное значение радиального зазора коленчатого вала 0,018–0,045 мм, предельно допустимое – 0,10 мм.
Комментарии посетителей